Региональный компонент на уроках истории и во внеклассной работе.

В соответствии с государственным стандартом общего образования и разработанным Образовательным стандартом по региональной истории Донского края в нашей школе с 2005-2006 учебного года введён курс «История Донского края» в 5 и 9 классах, которые ведутся синхронно с базовым курсом истории, 1 час в неделю. На сегодняшний день уже и 6 класс изучает «Историю Донского края». Учебники существуют разнообразные, но на мой взгляд наиболее удачными, приемлемыми для учеников и учителя является «История Донского края» (с древнейших времён до конца 16 века) 5/6 классы О.Г. Веряскиной, История Донского края (17 – 19 век) 7/8 классы Н.В. Самариной и О.Г. Витюк, «История Донского края» (20 век) 9 класс С.А. Кислицьына, И.Г. Кислицыной. Подспорьем в работе является наличие « Учебно-методических материалов» под редакцией  О. Г веряскиной, В.В Саяпина «История Донского края ХХ век учебно- методические материалы 9 класс» под редакцией Киспицына С.А., Кислициной И.Г. Отрадно, что наконец – то в нашем государстве поняли, что воспитание полноценной личности невозможно осуществлять только изучая базовые курсы. Региональная история, позволит  восполнять тот вакуум, который сложился ранее  в изучении исторической науки. Часто в работе ощущаешь абсурдность ситуации ; о Великой Французской революции дети знают больше, нежели  о донских участниках российских  революций. Но сегодня в написании рабочей программы учителю предоставлен выбор, т.к учебники по истории Донского края рассчитаны на 17 часов, а это значит,  что еще 17 часов можно использовать на изучение локальной истории Цимлянского р-на станицы Маркинской. Некоторые говорят о том, что это слишком детализировано, мелкомасштабно, не дает общей картины развития человеческих цивилизаций. А я считаю, что именно близкие для учеников факты, проектные работы, в ходе которых дети ищут источники, встречаются  с очевидцами событий, редактируют собранное, обращаясь к достоверным источникам, позволяют школьникам ощутить себя творцами истории, а значит формировать активную жизненную позицию, которая всем нам очень необходима. Для учителя это проблема, т.к. на сегодняшний день научной литературы по истории нашего района очень мало. Приходится собирать по крохам, обращаться за помощью в Краеведческий музей, благо там рады таким просьбам, Цимлянскую районную библиотеку, сторожилам  района.

 Для систематизации материала, обмена опытом, интеграции знаний в нашей школе было создано  межпредметное методическое обьеденение учителей

«Региональный компонент на уроке и во внеклассной работе». Руководя этой работой, я была поражена и удивлена тем, что существовало огромное количество разработок, материала по экологии, биологии, химии, физике, музыке, истории, обществознанию, технологии, русскому, немецкому, французскому языкам , литературе, внеклассной работе. Мы обмениваемся опытом, проводим интегрированные, бинарные уроки, соединяем эти материалы в воспитательной деятельности . И это не дань моде.